О САЙТЕ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ СТАТИСТИКА СТАТЬИ КАТАЛОГ

Информация для стратегического планирования. Стратегическая информация

При осуществлении этапов и методов стратегического управления и планирования важнейшим ресурсом является информация. Проведенный описательный анализ данной области свидетельствует о том, что информационное обеспечение компании в процессе стратегического управления и планирования должно осуществляться на всех без исключения стадиях.
Однако информационное обеспечение процесса выработки стратегий, как показывает анализ литературы, различно на всех стадиях. Сводные данные об использовании информации при различных методах и этапах стратегического планирования и управления целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 1. Потребность в информации стратегического управления и планирования.

наименование

Используемая информация

Стратегическое планирование

1

Определение миссии и целей

Общая информация об окружающей среде, потенциальных рынках, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах

2

Анализ окружающей среды (SWOT-анализ) Информация о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах компании

3

Анализ стратегического положения компании на рынке

Оценка привлекательности конкретной СЗХ, ее размеров и динамики развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, анализ используемых технологий, конкурентный анализ

4

Выбор стратегии

Рекомендации стратегического анализа, личный опыт руководителя, информация по закрытым каналам, советы специалистов

5

Оценка выбранной стратегии

Информация о соответствии выбранной стратегии жизненным реалиям через определенный промежуток времени (могут быть использованы данные стратегического анализа)

6

Выполнение стратегии и контроль

Информация о ходе и мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности компании на рынке, которые стали следствием выполнения стратегии

7

Управление посредством выбора стратегических позиций

Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании

Стратегическое управление в реальном масштабе времени

1

Ранжирование стратегических задач

Определение конкретных первоочередных направлений деятельности на базе выработанной стратегии, а также с учетом произошедших наиболее существенных изменений в окружающей среде в период планирования

2

Управление по слабым сигналам

Информация о слабых сигналах, данные оценки степени воздействия тех или иных угроз на компанию с учетом выбранной ранее стратегии

3

Управление в условиях стратегических неожиданностей

Постоянных мониторинг окружающей среды на предмет возможностей и угроз в процессе проведения данного управления ( ввиду отсутствия времени на построение моделей, решения принимается специально созданным штабом)

По данным таблицы можно судить о том, что стратегическое управление в реальном масштабе времени опирается, главным образом, на сугубо специальную информацию, которая необходима только в конкретный момент возникновения той или иной угрозы.

В отличие от него стратегическое планирование является периодическим инструментов в руках многих руководителей. Поэтому оно требует периодических наблюдений за одним и тем же набором основных параметров, характеризующих ту или иную СЗХ с целью составления рекомендаций для выбора стратегий, оценки и контроля выбранной стратегии.

Согласно системе стратегического планирования, руководители, при использовании данного вида управления в компании, в процессе принятия решений опираются на периодическую информацию, которая, главным образом, представляется им в виде рекомендаций матриц стратегического анализа, анализа возможностей и угроз, сильных и слабых сторон организации, а также на информацию о внутреннем состоянии компании, наличии стратегических резервов, данные об эффективности работы, кадрах и т.д.

Учитывая специфику стратегического управления и планирования и опираясь на вышеизложенные данные, всю информацию об окружающей среде компании, которую руководители используют для принятия решений, целесообразно разделить на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации относится как информация обо всех участниках того или иного рынка, так и о непосредственном окружении.

При этом матрицы стратегического анализа опираются в основном на данные о внешней среде, в то время как анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон организации предполагает исследование как внешних, так и внутренних факторов. Окончательные данные по информационной потребности системы стратегического планирования в конкретных показателях представим в таблице 2.

Таблица 2. Показатели, характеризующие состояние окружающей среды компании в системе стратегического планирования.

Внешняя информация

Внутренняя информация

Темпы роста отрасли

Относительная отраслевая норма прибыли

Цена покупателя

Приверженность покупателя торговой марке

Значимость конкурентного упреждения

Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли

Технологические барьеры для входа в отрасль

Значение договорной дисциплины в отрасли

Влияние поставщиков в отрасли

Влияние государства в отрасли

Уровень использования отраслевых мощностей

Заменяемость продукта

Имидж отрасли в обществе

Перспективы развития

Дифференциация продукции

Особенности конкуренции

Норма прибыли в отрасли

Ценность потребителя

Преданность потребителя торговой марке

Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту

Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком

Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон

Рынок рабочей силы

Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.

Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику

Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи  и провалы организации

Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции

Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков

Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы

Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.

Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы

Организация управления

Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

Финансы фирмы;

Маркетинг;

Организационная культура.

Охват дистрибьюторской сети

Эффективность дистрибьюторской сети

Технологические навыки

Ширина и глубина товарной линии

Оборудование и месторасположение

Эффективность производства

Кривая опыта

Производственные запасы

Качество продукции

Научно-исследовательский потенциал

Экономия масштаба производства

Послепродажное обслуживание

Кадры

Таким образом, информационное обеспечение стратегического планирования в общем виде строится с использованием вышеизложенных показателей.

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 – Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Полезная информация

Экономические новости

Статистика