О САЙТЕ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ СТАТИСТИКА СТАТЬИ КАТАЛОГ

Экономика Канады. Современное экономическое положение

Экономика Канады в настоящее время занимает 14-е место в мире по размеру ВВП по ППС и 10-е место — по размеру номинального ВВП. Экономике Канады очень сильно благоприятствуют близость США и различные торговые договора, такие как автомобильный договор (1965—2001), канадско-американское соглашение о свободной торговле 1989 (FTA) и Североамериканское соглашение о свободной торговле 1994 (НАФТА).

Как богатое, индустриальное общество на основе высоких технологий с экономикой более триллиона долларов, Канада напоминает США в своей ориентированной на рынок экономической системе, модели производства и богатом жизненном уровне. Начиная со Второй мировой войны, внушительный рост производства, горной промышленности и сектора обслуживания преобразовали страну от в значительной степени экономики сельского хозяйства в прежде всего индустриальный и городской тип. США-Канадское Соглашение о свободной торговле 1989 года (FTA) и Соглашение о свободной торговле жителя Северной Америки 1994 года (NAFTA) (который включает Мексику) послужили значительному увеличению торговли и экономической интеграции с США, его основным торговым партнером. Канада обладает существенным активным торговым балансом с США, которые поглощают три четвертях канадского экспорта ежегодно.

Канада - крупнейший иностранный поставщик в США энергии, включая нефть, газ, уран и электроэнергию. Учитывая большие природные ресурсы, квалифицированную рабочую силу и современное производство, в Канаде в период с 1993 по 2007 год были отмечены высокие темпы экономического роста. В результате глобального экономического кризиса экономика испытала сильный спад в последние месяцы 2008 года, что привело к дефициту бюджета в стране в2009 году после 12 лет профицита. Основные банки Канады, однако, вышли из финансового кризиса 2008-09 гг. в числе сильнейших в мире, вследствие консервативных традиции финансового сектора страны в части кредитования, а также в результате высокой капитализации. В течение 2010 года экономика Канады выросла только на 3% из-за снижения мирового спроса на экспортную продукцию страны и высокйи курс канадского доллара.

В 2010 году номинальный ВВП Канады составил 1335 млрд. долл. (1279 млрд. долл. по ППС). ВВП Канады на душу населения составил 39,0 тыс. долл. (37,4 тыс. долл. по ППС). Инфляция в стране в 2010 году составила 1,8%, а уровень безработицы - 8%.

История экономики Канады

Ещё до прибытия в Канаду европейцев португальцы и скандинавы уже ловили рыбу в Атлантическом океане, недалеко от современной провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В начале европейской колонизации Канады главным источником доходов также была охота и торговля шкурами. Британцы обосновались на севере и северо-западе Канады, в современных провинциях Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба и в нынешних территориях Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон. Эта обширная, очень слабо заселённая территория (не более 300 европейских жителей) управлялась Компанией Гудзонова залива. В то же время на востоке Канады, там, где сейчас располагаются провинции Остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Онтарио и Квебек, обосновались французы. Эта территория была известна под названием Новая Франция.

Французские и английские купцы исследовали эту область и занимались торговым обменом с бедными племенами алгонкинов, ирокезов и гуронов, меняя такие никудышные предметы, как стеклянные шарики, а также домашнюю утварь и металлические орудия на шкуры животных. Другие купцы предпочитали непосредственно охотиться на животных, шкуры которых впоследствии продавались в Европе.

За XIX век экономика Канады стала более зависима от земледелия, скотоводства и добычи полезных ископаемых. Значение охоты радикально уменьшилось. Однако, принимая во внимание огромный размер страны, экономика Канады различалась от области к области.

В Онтарио главным источником доходов было земледелие и добыча полезных ископаемых. Эта провинция была тогда одним из крупнейших в мире центров земледелия и скотоводства. Квебек был промышленным, железнодорожным, портовым и банковским центром Канады, а также крупнейшим производителем электричества. Атлантические провинции значительно зависели от рыболовства, а провинции Центрального Запада — от земледелия (особенно от зерновой культуры).

В первые десятилетия XX века Онтарио пережила быстрый процесс индустриализации. Эта провинция стала крупным промышленным и банковским центром, однако Квебек сохранил за собой ведущее положение. Экономика Атлантических провинций стала зависеть, главным образом, от производства древесины и её производных, тогда как на Центральном Западе главным источником доходов оставалось земледелие, исключая Британскую Колумбию, которая, благодаря Ванкуверу, стала главным банковским центром Канадского Запада. После Второй мировой войны Канада пережила быстрый процесс индустриализации. Экономика процветала на протяжении двух десятилетий, но быстрота экономического роста вызвала нехватку квалифицированной рабочей силы. Чтобы попытаться решить эту проблему, в 1960-х страна открыла свои двери иммигрантам всех национальностей.

До 1960-х Монреаль оставался финансовой столицей Канады. Однако много предприятий и магазинов этого города и провинции контролировалось англоязычными, преобладающими в квебекской экономике с начала XIX века. Лучшие рабочие места были предназначены для свободно говорящих по-английски. Хотя были и другие факторы, именно это стало важной причиной квебекского национализма, который достиг высшей точки ко времени принятия законов, сделавших обязательным использование французского языка на предприятиях с более чем 50 служащими. Финансовым предприятиям, располагавшимся в Монреале, в то время финансовой столице Канады, пришлось переехать в Торонто. Мультинациональные предприятия, рынок которых распространялся за границы Квебека, также переехали в Торонто, окончательно ставший финансовой столицей Канады в 1970-х.

Вскоре после Второй мировой войны в провинции Альберта были открыты крупные запасы нефти, что объясняет быстрый экономический рывок этой провинции, особенно после первого нефтяного шока 1973 года. В настоящее время Калгари и Эдмонтон являются важными железнодорожными, промышленными и финансовыми центрами, а экономика провинции имеет больший рост, чем вся остальная страна.

В 1970-е в канадской экономике начался период спада, продлившийся до конца 1980-х. Значительно выросли правительственные расходы, и в госбюджете образовался растущий дефицит порядка десятков миллиардов американских долларов.

В 1989 Канада подписала с США канадско-американское соглашение о свободной торговле (ФТА). В 1994 году в текст старого договора о свободной торговле включили Мексику в качестве нового члена Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

В 1993 году Пол Мартин стал министром финансов Канады. За десять следующих лет экономика страны улучшилась, частично из-за снижения торговых налогов, а также благодаря ФТА и НАФТА. Государственный долг в 36 миллиардов американских долларов был выплачен, государственный дефицит в 42 миллиарда долларов был аннулирован (в настоящее время бюджетный излишек канадского правительства составляет 33,8 миллиарда долларов), а процентное отношение общего внутреннего долга страны к её ВВП уменьшилось с 71,2% в 1993 году до 53% в 2003 году, когда Мартин стал новым премьер-министром страны. С тех пор Канада продолжает экономически развиваться.

Промышленность и энергетика Канады

Обрабатывающая промышленность. Онтарио и Квебек производят более 75% всех промышленных продуктов, изготавливаемых в Канаде, а Торонто и Монреаль являются основными центрами обрабатывающей промышленности страны. Автомобили, грузовики, авто- и авиазапчасти — это основные продукты, изготавливаемые в Канаде и входящие в расчёт валовой рыночной стоимости изготовленных продуктов; далее следует пищевая промышленность. Валовая рыночная стоимость продукта — это разница между рыночной стоимостью начального материала, использованного для изготовления данного продукта, и рыночной стоимостью полученного обработанного продукта.

В Канаде нет своих национальных предприятий по производству автомобилей или грузовиков. Вместо этого в Канаде производят свои машины многочисленные американские и японские автомобильные предприятия (почти все заводы размещены в Онтарио, за исключением трёх автобусных шведской Volvo и американского Paccar в Квебеке). Хотя часть машин, изготовленных в стране, предназначена для канадского рынка, большинство их идёт всё-таки в США. С другой стороны, Канада — это мировой лидер в авиастроении и производстве поездов метро благодаря Bombardier Inc. Большая часть заводов предприятия Bombardier находится в агломерации Монреаля. Другие важные производственные сектора Канады — это нефтехимическая, металлургическая и электронно-телекоммуникационная промышленность.

Темпы роста промышленного производства в Канаде, % к предыдущему году

Темпы роста промышленного производства в Канаде

Источник - CIA World Factbook

Другие показатели экономики Канады

Горнодобывающая промышленность. В настоящее время нефть является важнейшим природным ресурсом Канады. Канада является одним из крупнейших производителей алюминия, меди, железа, никеля, золота, урана и цинка. В Онтарио расположены большие запасы алюминия, меди, никеля, серебра, титана и цинка. Провинция Онтарио — национальный лидер по добыче полезных ископаемых и крупнейший в мире поставщик никеля. В Квебеке располагаются большие залежи железа, цинка и асбеста. Крупнейший производитель железа в Канаде — Ньюфаундленд и Лабрадор. Британская Колумбия — крупнейший в стране производитель меди, а Нью-Брансуик — цинка. Запасы саскачеванского урана являются крупнейшими в мире. Разнообразие и незанятость полезных ископаемых Канады делают её одним из крупнейших мировых экспортёров продукции горнодобывающей промышленности.

Однако двумя важнейшими минеральными ресурсами остаются нефть и природный газ. Провинция Альберта обладает значительными запасами этих природных ресурсов и является национальным лидером по их добыче. В Альберте также находятся огромные запасы битума в виде битумных песков. Битум может быть использован для переработки в нефть в условиях растущих цен на нефть. Скачок цен с 2006 породил значительный рост инвестиций и производства «битумной нефти». В будущем, если цены сохранятся на прежнем уровне или продолжат расти, Канада легко могла бы стать одним из крупнейших поставщиков нефти в мире.

Строительная промышленность Канады в первую очередь сконцентрирована в главных городах страны, где ежедневно поселяются многочисленные иммигранты. Это города Калгари, Эдмонтон, Монреаль и особенно Торонто. Эта промышленность очень развита в Торонто, где много зданий и небоскрёбов находятся в процессе строительства или проектирования. Торонто — второй в мире город по активности строительства небоскрёбов, немного уступающий в этом Шанхаю.

Энергетика Канады. Канада — один из крупнейших в мире потребителей энергии на душу населения, в первую очередь, из-за своей индустриализированной экономики и своего сурового климата зимой. Канада обладает крупными источниками возобновляемой энергии, такими как многочисленные крупные реки и озёра, сильные постоянные ветра в центральной и восточной областях, самые высокие морские приливы в заливе Фанди в Новой Шотландии. Страна выделяется также и по невозобновляемым энергетическим запасам. Она владеет крупнейшими в мире запасами урана в Саскачеване и крупными запасами нефти и природного газа в Альберте. Последняя провинция также располагает крупнейшими в мире запасами битумного песка.

Более 60% электричества, потребляемого в стране, производится на гидроэлектростанциях, 18 % — на атомных станциях, 12 % — на теплоэлектростанциях, работающих на природном газе, 8 % — на теплоэлектростанциях, работающих на угле, и 2 % идёт от других энергетических источников. Все провинции Канады, за исключением острова Принца Эдуарда, производят электроэнергию с излишком (особенно Квебек), который экспортируется в США. Канада принадлежит к немногим развитым странам, экспортирующим энергию за границу. Экспорт электричества в США является важным источником доходов для Квебека и Ньюфаундленда и Лабрадора.

С 2007 года в восточных провинциях расширяется строительство ветряных электростанций, но объём выработанной ими энергии остаётся незначительным.

Сельское хозяйство Канады

Сельскохозяйственные земли занимают примерно 7% Канады. Более трёх четвёртых этой площади, используемой для выращивания сельскохозяйственных продуктов, расположено в провинциях Центрального Запада страны. Эти провинции производят, в основном, пшеницу, одним из крупнейших мировых производителей которой Канада и является. Половина всей пшеницы, произведённой в Канаде, выращено в Саскачеване. Второй крупнейший производитель пшеницы в стране - это Альберта, далее идёт Манитоба. Провинции Центрального Запада различаются и по скотоводству. Альберта, обладающая крупнейшим поголовьем канадок (или Bos taurus, канадская порода коров) в стране,— это провинция с лучшим в Канаде индексом мясной продуктивности, и большая часть говядины перевозится и реализуется в других регионах страны или экспортируется в США.

Фермеры этой области, заботящиеся о диверсификации выращиваемых продуктов, начали также выращивать культивированную чечевицу, рапс и женьшень, чтобы ответить на растущий в стране спрос на эти продукты. Британская Колумбия — крупнейший в стране производитель мяса цыплят и яиц.

На востоке Канады большая часть продуктов земледелия выращена на равнинах Великих озёр и в долине реки Святого Лаврентия. Жаркое лето юга Онтарио и Квебека и длинный вегетационный период в этой области позволяют выращивание самых различных продуктов, таких как латук, огурец, кукуруза, яблоки, клубника и табак. Квебек является крупнейшим в Канаде производителем молока, обладая вторым по величине поголовьем крупного рогатого скота в стране. Франкоязычная провинция является также крупнейшим производителем молочных продуктов. Второй производитель молока, Онтарио, обладает, в свою очередь, третьим по величине поголовьем крупного рогатого скота. В Атлантических провинциях главным возделываемым растением является картофель.

Агентства канадского правительства устанавливают пределы производства и субсидии, помогающие защитить земледелие и скотоводство страны от колеблющихся цен и от зарубежных продуктов. Подобные агентства содействуют продаже продуктов самими производителями, помогая им посредством услуг и необходимых в сельскохозяйственной деятельности материалов.

Рыболовство — старейшая экономическая деятельность в Канаде. Большие Банки, расположенные непосредственно к востоку от Новой Шотландии, Нью-Брансуика и Ньюфаундленда и Лабрадора, богаты рыбными косяками, представляющими собой один из крупнейших мировых запасов. Рыбная промышленность Атлантических провинций ловит, главным образом, раков, лангустов, креветок и карпов. Значение других видов морских животных (все виды рыб), также имевших экономическую ценность для рыбаков, радикально уменьшилось за последние десятилетия из-за их чрезмерного лова. Тресковый кризис 1992 г. привёл к запрету трескового рыболовства вдоль восточного побережья страны и разорению многих рыболовецких предприятий, особенно в Ньюфаундленде и Лабрадоре. Последствия кризиса продолжают ощущаться до настоящего времени. В Британской Колумбии наиболее важным видом является лосось. Британская Колумбия — это область, доля лосося в улове которой наибольшая во всей Северной Америке.

Лесное хозяйство. Около 40 % поверхности Канады покрыто тайгой, что позволяет ей быть крупнейшим экспортёром леса (и его производных) и одним из крупнейших в мире производителей бумаги. Эта продукция предназначается как для внутреннего рынка, так и для США, являющихся основным покупателем. Британская Колумбия стоит во главе этой отрасли, за ней следуют Квебек и Онтарио.

Транспорт Канады

В Канаде очень много областей с пересечённым рельефом, представляющих препятствия для транспорта, — например, горы, большие озёра и леса. Несмотря на это, страна обладает современной транспортной системой, причём одной из самых развитых в мире.

Железнодорожная сеть Канады включает более 80 000 километров путей. Это четвёртая в мире по величине железнодорожная сеть, уступающая лишь сетям США, России и Китая. Двумя основными железнодорожными компаниями страны являются Canadian National Railway и Canadian Pacific Railway, последняя считается к тому же крупнейшей трансконтинентальной железной дорогой в мире, основанной в 1884. Эти две компании управляются частными предприятиями. VIA Rail — это железнодорожная междугородняя пассажирская служба под контролем канадского правительства. Крупнейший железнодорожный узел страны — Монреаль, за ним следуют Калгари и Торонто. В Торонто, Ванкувере и Монреале имеются современные системы метрополитена.

Поезд Canadian Pacific RailwayГлавные города Канады связаны между собой автострадами. Среди них выделяются Trans-Canada Highway («Трансканадская автомагистраль»), протянувшаяся на восемь тысяч километров от Тихого океана до Атлантического, и шоссе 401, или Macdonald-Cartier Freeway, самая используемая автострада в мире. Основной автодорожный узел Канады — Монреаль, за ним следуют Торонто и Калгари. Монреаль обладает развитой системой скоростных дорог.

Главными портовыми центрами Канады являются Ванкувер, Монреаль, Галифакс, Сент-Джон и Торонто. Морской путь Святого Лаврентия позволяет большим судам проходить от Атлантического океана до Великих озёр. Главными воздушными воротами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Основной авиакомпанией страны считается Air Canada.

Главными аэропортовыми центрами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Главным воздушно-транспортным предприятием страны является Air Canada.

Внешняя торговля Канады

Канада — крупнейший торговый партнёр США. Ежедневная торговля между двумя странами превышает 1,4 миллиарда канадских долларов. Для сравнения, эту величину американская торговля со всеми странами Латинской Америки, вместе взятыми, превысила в 1999 году. Стоимость американского экспорта в Канаду превышает стоимость американского экспорта в Европейский союз. Лишь торговля, проходящая на мосту Амбассадор между Уинсором (Онтарио) и Детройтом (Мичиган) стоит всего американского экспорта в Японию. Значение Канады для США заключается не только в близости Канады к американским границам, но она является и основным международным потребителем продукции 35 из 50 американских штатов.

Канада производит 78% кленового сиропа в мире, в основном, для США. Двусторонняя торговля увеличилась примерно на 50 % с 1989 года, когда вступила в действие ФТА, по 1994 год, когда вступила в действие НАФТА, заменяющая договор 1989 года. С тех пор объём международной торговли увеличился примерно на 40%. НАФТА постепенно снизила существующие препятствия между странами-членами (Канадой, США и Мексикой) и сделала более свободными правила в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, услуги, электроэнергетика, финансовые услуги и инвестиции. НАФТА является крупнейшим в мире пространством свободной торговли, населённым 440 миллионами человек.

Важнейшей составляющей американской торговли с Канадой является автомобильный сектор. С 1965 года, за время действия автомобильного договора (Canada-United States Automotive Agreement), убравшего все таможенные препятствия в торговле автомобилями, грузовиками и их комплектующими между двумя странами, двустороння торговля товарами автомобильной промышленности выросла с 715 миллионов долларов в 1964 году до 104,1 миллиарда долларов в 1999. Положения этого договора были включены в договоры 1989 года и 1994 года. Однако с 2007 года спад в производстве автомобилей, вызванный мировой конкуренцией и ростом цен на нефть, ведёт к уменьшению объёмов этой торговли.

США — крупнейший рынок сбыта сельскохозяйственных товаров Канады. Треть всех канадских продовольственных товаров экспортируется в США. В свою очередь, Канада является вторым по объёму рынком сбыта США. Прежде всего, Канада импортирует американские фрукты и растительные продукты. Приблизительно две трети всех товаров из дерева и его производных, например, из целлюлозы, экспортируется в США.

Объем экспорта Канады, млрд. долл. США

Объем экспорта Канады

Источник - CIA World Factbook

Другие показатели экономики Канады

В 2000 году совокупный объём торговли энергоносителями между Канадой и США составил 21 миллиард долларов. Основными составляющими этой торговли стали нефть, природный газ и электроэнергия. Канада является крупнейшим в мире поставщиком нефти для США. Около 16% нефти и 14% природного газа, использующиеся в США, происходят из Канады.

Канада входит в состав АТЭС, экономического блока, имеющего целью превратить тихоокеанский регион в зону свободной торговли, включающую азиатские, американские страны и Океанию. Страна является членом Б8, политико-экономической группы, объединяющей семь самых индустриально развитых в мире стран и Россию. В 2010 году объем экспорта Канады составил 406,8 млрд. долл., а импорта - 406,4 млрд. долл.

Экономика Канады в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 годов

В условиях глобального кризиса экономика Канады продемонстрировала высокую степень устойчивости. После выхода из рецессии Канада улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и инвестиционной привлекательности. Вместе с тем более рельефно проявились некоторые фундаментальные проблемы национальной экономики. В посткризисный период федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. Характер действий кабинета С.Харпера в значительной мере определяется особенностями внутриполитической ситуации.

Канада прошла фазу рецессии быстрее и легче большинства других развитых стран. В начале посткризисного периода она улучшила свои позиции в списке мировых лидеров по объему ВВП и показателям ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт Канады в 2010 г. составил около 1,6 трлн. долл. США. (Это примерно равно суммарному ВВП таких стран, как Нидерланды, Швеция и Норвегия. С другой стороны, примерно такой же величины достиг дефицит федерального бюджета США). По данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Россия – на 10-м месте), при этом численность населения Канады составляет немногим более 34,2 млн. чел.

Показатель ВВП в расчете на душу населения, отражающий уровень развития экономики и благосостояния граждан, в 2010 г. достиг примерно 45,9 тыс. долл. США. В этом плане Канада уступает Соединенным Штатам (47,1 тыс. долл.), но превосходит все остальные страны, входящие в «семерку» ведущих рыночных экономик (Японию, Великобританию, Германию, Францию и Италию).

В 2010 г. Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 – Экономика стран мира

Графики

 – Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Полезная информация

Экономические новости

Статистика