О САЙТЕ КАТАЛОГ КОНТАКТЫ ENGLISH
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЗОРЫ КОТИРОВКИ СТАТИСТИКА СТАТЬИ

Мировая экономика находится в плохом состоянии и становится все хуже

Международный валютный фонд и другие организации недавно пересмотрели в сторону понижения свои прогнозы роста мировой экономики - еще раз. Неудивительно: мировая экономика имеет несколько ярких пятен, и много, которые быстро темнеют.

Среди стран с развитой экономикой, Соединенные Штаты только что пережили два квартала роста в среднем на 1%. Дальнейшее снятие денежных ограничений привело к росту циклического восстановления в Еврозоне, хотя потенциал роста в большинстве стран по-прежнему значительно ниже 1%. В Японии "абэномика" теряет пар, а экономика страны замедляется с середины 2015 года и в настоящее время близка к рецессии. В Соединенном Королевстве, неопределенность вокруг июньского референдума о продолжении членства в Европейском Союзе определяет вялость найма и умеренность капитальных расходов. И другие страны с развитой экономикой - такие как Канада, Австралия, Норвегия – столкнулись со встречным ветром в лицо из-за низких цен на сырьевые товары.

Ненамного лучше обстоят дела в большинстве стран с развивающейся экономикой. Среди пяти стран БРИК, две (Бразилия и Россия) находятся в рецессии, одна (Южная Африка) едва растет, другая (Китай) переживает резкий структурный спад, а Индия выглядит хорошо только потому, что – как говорит председатель центрального банка страны Рагхурам Раджан - в царстве слепых одноглазый человек является королем. Многие другие развивающиеся рынки замедлились с 2013 года, в том числе из-за слабых внешних условий, экономической хрупкости (вытекающей из мягкой денежно-кредитной, налоговой и кредитной политики в хорошие годы), и, часто, из-за отхода от рыночных реформ к вариантам государственного капитализма.

Хуже того, потенциал роста также снизился как в развитых, так и в развивающихся стран. Во-первых, высокий уровень частного и государственного долга сдерживает инвестиции, особенно способствующие росту капитальных расходов, которые упали (как доля в ВВП) после мирового финансового кризиса и не восстановились до докризисного уровня. Этот спад инвестиций предполагает медленный рост производительности труда, в то время как старение населения в развитых странах - и в настоящее время во многих развивающихся странах (например, Китай, Россия и Корея) - уменьшает участие трудовых ресурсов в производстве.

Неравенство роста доходов и благосостояния усугубляет глобальное перенасыщение сбережений (которое является аналогом глобального инвестиционного спада). Поскольку доход перераспределяется от труда к капиталу, он утекает от тех, кто имеет более высокую предельную склонность тратить (домохозяйств с низким и со средним уровнем дохода) к тем, кто имеет более высокую предельную склонность к сбережению (домохозяйства с высоким уровнем дохода и корпорации).

Кроме того, длительный циклический спад может привести к снижению роста тренда. Экономисты называют это "гистерезис": Длительная безработица подрывает рабочие навыки и человеческий капитал; а, поскольку инновации вкладываются в новые капитальные товары, низкий уровень инвестиций приводит к постоянно низкому росту производительности.

И, наконец, очень много факторов тянут вниз потенциал роста, и необходимы структурные реформы для повышения потенциала роста. Но такие реформы происходят при субоптимальных ставках как в развитых, так и в развивающихся странах, поскольку все расходы и изменения делаются сейчас, в то время как выгоды приходят в средне- и долгосрочной перспективе. Это дает противникам реформы политические преимущества.

Между тем, фактический рост остается ниже уменьшенного потенциала. Болезненный процесс сокращения доли заемных средств предполагает, что частные и государственные расходы должны падать, и что сбережения должны расти, чтобы уменьшить высокие дефициты и долги. Этот процесс начался в США после обвала на рынке недвижимости, а затем распространился на Европу, и в настоящее время продолжается на развивающихся рынках, которые потратили последнее десятилетие на поедание заимствований.

В то же время, сочетание таких мер не является идеальной. В связи с тем, что большинство стран с развитой экономикой повернули слишком быстро к сокращению бюджетных расходов, оживление роста произошло почти исключительно за счет нетрадиционной денежно-кредитной политики, которая привела к сокращению доходов (если не контрпродуктивным эффектам).

Асимметричная регулировка между должником и кредитором в экономике также привела к замедлению экономического роста. Первый из них, имея перерасход, вынужден был тратить меньше и экономить больше, когда рынки заставил сделать это, в то время как последний не был вынуждены тратить все больше и меньше сберегать. Это усугубило глобальное перенасыщение сбережений и глобальный инвестиционный спад.

И, наконец, гистерезис дальнейшего ослабления реального роста. Циклический спад снизил потенциал роста, а снижение потенциальных перспектив роста привело к дальнейшей циклической слабости, поскольку расходы снижаются, когда ожидания пересмотрены в сторону понижения.

Нет политически легких решений в текущем затруднительном положении мировой экономики. Нерационально высокий уровень задолженности должен быть уменьшен быстро и упорядоченно, чтобы избежать длительного и затяжного (часто десятилетие или дольше) процесса сокращения доли заемных средств. Но упорядоченные механизмы сокращения задолженности не доступны для суверенных стран и политически сложно осуществимы в странах для домашних хозяйств, компаний и финансовых учреждений.

Кроме того, структурные и рыночные реформы необходимы для повышения потенциала роста. Но, учитывая сроки затрат и выгод, такие меры являются особенно непопулярными, если экономика уже находится в кризисе.

Будет не менее трудным выйти за нетрадиционную денежно-кредитную политику, так как Федеральная резервная система США недавно дала понять, что она будет стремиться нормализовать политику процентных ставок более медленными темпами, чем ожидалось. Между тем, фискальная политика - особенно продуктивны государственные инвестиции, что повышает как спрос и предложение - остается заложником высоких долгов и дезинформированной жесткой экономии, даже в странах с финансовыми возможностями для проведения более медленной консолидации.

Таким образом, на данный момент, мы, вероятно, останемся в том, что МВФ называет "новым посредственным", Ларри Саммерс называет «вековым застоем», а китайцы называют "новым нормальным". Нет ничего нормального или здорового в экономических показателях, растет неравенство, и во многих странах это ведет к популистской обратной реакции - и справа и слева - против торговли, глобализации, миграции, технологических инноваций и рыночной политики.

Источник - Marketwatch.com, автор - Нуриел Рубини

Опубликовано 05.05.2016 11:20

Экономические статьи

 + Мировые товарные рынки

 + Экономические блоки

 + Финансы и инвестиции

 + Экономика предприятия

 + Экономические индексы

 + Макроэкономика

 + Основы менеджмента

 + Основы маркетинга

 + Мировая экономика

 + Экономические организации

 + Стратегическое управление

 + Экономика стран мира

Графики

 + Показатели стран мира

 + Курсы валют

 + Фондовые индексы

 + Цены на биржевые товары

 + Цены на акции

 + Экономические индикаторы

Экономические показатели

Экономические новости

18.09.2023 16:54 Мировой спрос на уран вырастет на 28% к 2030 году в условиях доминирования России

17.06.2023 16:37 Потребительская инфляция в России в мае и первой половине июня немного ускорилась

09.06.2023 12:37 В мае Россия продемонстрировала солидные экономические результаты

08.06.2023 16:11 Темпы роста ВВП РФ составят примерно 1% в 2023 году

25.05.2023 18:35 Экономика России сократилась на 1,9% в I квартале 2023 года

14.05.2023 17:12 Уровень годовой инфляции в России в апреле снизился до 2,3%

26.04.2023 14:34 Рейтинг кредитоспособности банка «ЦентроКредит» был подтвержден на уровне «ruBB»

23.04.2023 16:17 Аналитики ING прогнозируют большие сдвиги и слабый рост в мировой торговле в 2023 году

14.04.2023 14:33 По прогнозу МВФ ВВП России вырастет на 0,7% в 2023 году и на 1,3% в 2024 году

06.04.2023 20:43 Деловая активность в секторе услуг России существенно повысилась в марте