Реальны ли «климатические санкции»?
С момента подписания Киотского протокола прошло уже более 20 лет. Именно тогда впервые международным сообществом была предпринята попытка экономического стимулирования борьбы с климатическими изменениями. С тех пор квоты на выбросы парниковых газов стали одним из факторов энергетического сектора стран мира, а торговля ими встала на коммерческие рельсы.
К сожалению, нужного эффекта это не дало. Эмиссия диоксида углерода от сжигания ископаемого топлива растет в среднем на 1% в год (BP Statistical Review of World Energy 2019).
Следующей попыткой глобально повлиять на климатическую ситуацию стало подписание Парижского соглашения в 2015 году. И хотя к документу присоединилось 195 стран, серьезных изменений в политику большинства из них это не внесло, так как не было предусмотрено никакой ответственности за неисполнение договора. Серьезным ударом по соглашению стало заявление о выходе из него США, одного из лидеров по объему выбросов.
На 2019 год пришелся пик упоминаний климатических проблем в мировых СМИ. На фоне массовых протестов, прокатившихся по всему миру, прошел Саммит ОНН по климату в Нью-Йорке где было дано много громких обещаний. В частности, 77 государств взяли на себя обязательства о полном сокращении выбросов парниковых газов к 2050 году.
А в конце 2019 года Европейским Союзом была принята программа «Европейский зеленый курс». В ЕС нарастает тенденция противодействия климатическим изменениям, активно внедряется экономическое стимулирование снижения выбросов углекислого газа в энергетических, промышленных и транспортных компаниях. Для этого будет необходимо отказаться от использования ископаемого топлива, в первую очередь от угля, затем нефти и газа и перейти на возобновляемые источники энергии.
В документе указывается, что к 2050 году Европа должна стать «климатически нейтральной», соответствующий «Климатический закон» планируется принять в марте 2020г. В ЕС пройдет глобальная модернизация и трансформация экономики.
В качестве мер для экономического стимулирования рассматриваются введение дополнительных налогов, повышение ставок по кредитам для компаний, использующих в производстве ископаемые виды топлива. Напротив, для тех, кто переходит на экологически чистые источники возможны компенсации и снижение налогов.
Смогут ли предприятия в самой Европе соответствовать этим новым требованиям — большой вопрос, но нас в первую очередь интересуют не потенциальные сложности европейских компаний, а перспективы России.
А существенный риск есть. Во–первых снижение спроса на углеводороды. Во-вторых, для того, чтобы не допустить «перетекания углерода», когда «чистые» европейские товары рискуют быть заменены импортом с высоким углеродным следом, ЕС намерен ввести пошлины на ввоз товаров из стран с более мягким климатическим законодательством. Цены на импорт должны будут отражать количество углерода, эмитированного при производстве.
Таким образом, эмиссия диоксида углерода из климатической проблемы превращается в заградительный инструмент для товаров предприятий и стран, где не придают серьезного значения вопросам глобального потепления.
Введение подобных мер означает для РФ фактически закрытие платежеспособных рынков не только для экспорта энергоносителей, но и вообще любых товаров. Поэтому нашей стране жизненно необходимо развивать собственную альтернативную энергетику.
По мнению Тамерлана Шидова, учредителя инновационного стартапа АО «Энергия глубин», новые ограничения — это не туманная перспектива, а реальность обозримого будущего. Поэтому у нас практически не остается времени для реакции на эти вызовы. В компании уже сейчас делают первые шаги для развития в России водородной энергетики. Как известно, водород при сгорании не выделяет никаких вредных газов и может стать экологически чистой альтернативой ископаемому топливу. Научные разработки, которые развивают в стартапе, способны дать экономический эффект в течение ближайших 10 лет.
Опубликовано 13.02.2020 10:58